В этих текстах я рассказываю только о том, о чем не рассказывал в своей книге Рома. Это принципиальная позиция, из-за нее некоторые ключевые моменты в моей истории отсутствуют. Но мне было важно сделать не дополнение или пересказ хорошей истории, а сделать свою — плохую или хорошую, но свою. Впрочем, повтор вряд ли возможен, потому что в нас есть большая разница — Рома герой, я — наблюдатель. Я предпочитаю не говорить про себя напрямую, для меня все — в словах, поступках и действиях других людей. Я здесь между строк, в отдельных пассажах и скупых признаниях.
Оттого может показаться, что эти истории поверхностны или не до конца честны. Возможно, со стороны это так. Сейчас я бы говорила о другом и по-другому, но на момент написания текстов я не умела иначе. Здесь тот уровень честности с собой, на который я была способна. Важно то, что весь процесс создания этой истории был для меня в первую очередь битвой с собственными демонами: неуверенностью в себе, перфекционизмом, ожиданиями от мира, требованиями к себе и другим, и страхом сравнения и оценки. То, что я смогла эти тексты закончить, для меня не менее важно, чем-то, что я в них написала.
Есть и еще один неожиданный для меня самой вывод. Я начинала свою работу для того, чтобы утвердить себя как отдельного человека, рассказать свои истории за рамками «Рома едзе». Перечитывая их, я вдруг поняла, что часто употребляю «мы», и это не только из-за незнания себя и неумения говорить о своих чувствах. Кругосветка никогда не была главной целью, в первую очередь для меня эта дорога — это история создания «мы», пусть рассказы мои все больше о других. Мне понадобилось много тысяч километров и тысяч знаков текста, чтобы начать понимать, что «мы» не отменяет «я», и перестать так отчаянно за него бороться.
Где бы мы не искали бытие, его там нет.