Даже если отбросить детали в виде родового замка и комплекта фамильного серебра, история представляется мне универсальной. Есть люди, которые чувствуют себя должными родителям, и есть те, кто нет, – я им слегка завидую. Я сейчас имею в виду не материальный долг, не выплату денежных средств, в тебя вложенных. Бывают, конечно, клинические случаи родителей, которые за то, что «родили» и «вырастили», требуют своего технического обслуживания до конца дней. Но остальные бабушки, дедушки, мамы, а иногда и папы продолжают снабжать выросшее чадо закатками, носками и пихать последнюю пенсию в конвертике. А если ты пытаешься отказаться от даров и просишь позаботиться о самих себе, то они могут еще и жутко обидеться – зов сохранения рода иногда противоположен инстинкту личного выживания. Мне кажется, в родителях проявляется особая форма любви – отдавать. Это как река, которая течёт только в одну сторону.
Я, скорее, про психологический долг, который чувствую я и, наверное, многие. Во-первых, будто бы нельзя просто взять и похерить результат многолетних трудов нескольких человек – то есть себя. Надо успешно справляться с данной тебе жизнью: быть счастливым, здоровым и не умирать раньше родителей. Такая вот специфическая форма несвободы. А во-вторых, я чувствую, что в один момент мы поменялись ролями, и теперь я стала «крыльями» своих родителей. Теперь моя очередь объяснять, как оно устроено: как путешествовать лоукостами, как звонить на мобильный из вайбера, почему геи – это норма, а высшее образование совершенно необязательно. После какой-то точки невозврата ты берёшь на себя ответственность перед своими стариками, которые выросли в прошлом веке, в стране, которой больше нет.
А однажды ты сам станешь несовременен и перестанешь чувствовать ритм века.
Твои дети будут учить квантовую физику в первом классе, а ты всё будешь пытаться понять, как правильно сажать огурцы на Марсе.